1111

Развитие речи ребенка  – важный показатель развития ребенка. Внятная, четкая и грамотная речь – один из основных критериев успешности человека в социуме. Такого человека лучше услышат, быстрее поймут и легче воспримут.

По статистике около 30% детей имеют логопедические проблемы различного характера. В этой статье мы хотели бы рассмотреть основные моменты, на которые стоит обратить внимание тем родителям, дети которых имеют проблемы со звукопроизношением.

Первое, что следует сделать родителям – это начать разговаривать с ребенком правильно и четко, внятно произнося каждый звук. Вообще с ребенком стоит так разговаривать с самого рождения. Понятно, что новорожденный малыш вызывает массу позитива и море улыбок. А слова, обращенные к нему, сами собой превращаются в милое воркование и  умиленное сюсюканье. Тем не менее, старайтесь не искажать слов, а при разговоре с малышом смотрите на него прямо для того, чтобы он четко воспринимал Вашу артикуляцию.

Следующим шагом должно стать обращение к логопеду. Развитие ребенка от двух лет до четырех  отличается от четырехлетних и шестилетних деток, поэтому специалист выявит - что есть нормой, а над чем стоит поработать. При наличии небольших логопедических отклонений помощь логопеда желательна, а при явных отклонениях – необходима. Грамотный специалист выявит проблему и поможет с ней справиться. Если по какой-то причине Вы не можете посещать логопеда, то логично попытаться самостоятельно помочь своему ребенку в освоении звуков. 

 

Очень хорошо себя показал метод автоматизации звука. Сначала пусть малыш попробует выговаривать непослушный звук отдельно от других. Не исключено, что у него это получится. Затем нужно произносить этот звук в слоге, далее – в слове и т.д. Если у ребенка не получается отдельно произнести нужный звук, то попробуйте этот самый звук ему поставить.

Предлагаем Вашему вниманию несколько простых и весьма доступных методик постановки звуков: «Р»,   «Л» ,  «Ш», «Ж» .

постановка звуков

Постановка звука «Р»

Звук «Р» - самый поздний звук. Некоторые малыши его учатся выговаривать до года, у большинства он появляется к четырем – пяти годам, а для некоторых звук «Р» так и остается непокоренной вершиной. И если Ваш малыш к нужному возрасту никак не может изобразить рыканье тигра, но настало время заняться подготовительными упражнениями.

  • Губы растянуты в улыбке, язык соприкасается с небом. Ребенок открывает и закрывает рот, не отрывая язык от неба.
  • Не открывая рот, малыш должен водить язычком между зубами и губами, как будто чистит зубки. При этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Пусть малыш покажет, как цокает лошадка.
  • Ребенок высовывает расслабленный язычок между зубами  вместе с выходящим звуком.
  • Постановка звука «Р»:
  • Держа рот открытым, длительно и очень быстро стоит произносить «д-д-д». При этом язык должен соприкасаться с деснами верхних резцов.
  • Один из лучших способов постановки звука «Р» - механический. Голову ребенка кладем себе на колени, малыш плотно «присасывает» язык к небу, взрослый большим и указательным пальцами прижимает края его языка к небу. Задача ребенка с силой дуть на язык. При таком способе получается вибрация, а вслед за ней долгожданный звук «Р».

Когда звук «Р» поставлен, начинайте закреплять его в обыденной речи. Сначала в слогах:

Ра-ра-ра – в мяч играет детвора.

Ру–ру-ру – Миша дружит с кенгуру.

Ро-ро-ро -  Дядя едет на метро.

Затем активно используйте звук «Р» в начале слова, в середине и в конце: рожок, редиска, рябина; краски, окорок, курица, море, трава; Егор, сахар, доктор…

Ну и, наконец, в различных предложениях.

Оттачивайте полученный результат на скороговорках – это интересно, весело и полезно.

   Ехал Грека через реку,

   Видит Грека - в реке рак,

   Сунул Грека руку в реку,

   Рак за руку Греку цап.

   Хитрую сороку

   Поймать - морока.

   А сорок сорок -

   Сорок морок.

Постановка звука «Л»

Постановку звука, как Вы уже поняли, следует начать с подготовительных упражнений.

  • Начинаем чередовать положение губ от улыбки к хоботку и наоборот;
  • Малыш открывает рот, просовывает язык между зубами и слегка его прикусывает 4-5 раз;
  • Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке и протяжно произнести звук «Ы».

   Постановка звука «Л»

  • Малыш нараспев произносит «а-а-а» и в то же время, подносит узкий кончик к нижней и верхней губе попеременно (в то же время не переставая петь). При соприкасании с деснами, будет слышен звук «Л», который следует закреплять.
  • Попросите ребенка поднять язык широкой чашечкой кверху так, чтобы его кончик упирался в верхние резцы. Обратите внимание на то, что края языка не смыкаются с боковыми зубами для того, чтобы по бокам языка образовалась щель, через которую будет выходить воздух. Малыш выдыхает воздух по бокам языка таким образом, что, когда прикасаешься пальцами к щекам, можно ощутить потоки воздуха. В расслабленном состоянии ребенок делает «лакательные» движения языком. В итоге должно получиться – бл-бл-бл.

После постановки звука, переходите к его закреплению.

Сначала потренируйтесь закреплять звуки в слогах:

Ла-ла-ла – хороша у нас юла.

Ел-ел-ел – у Лены мел.

Ол-ол-ол – Ваня по дороге шел.

Ил-ил-ил – в зоопарке крокодил.

Затем переходите к отработке звука в словах (в начале слова, в середине и в конце): лось, лак, лето, луч, лошадь, вилка, флаг, калоши, кулич, пол, холл, посол, рассол…

И наконец, приступайте к предложениям: Села Луша на лошадку. Елка сплошь в иголках.

И, конечно же, не забывайте про скороговорки:

   Не жалела мама мыло

   Мама Милу мылом мыла.

   Мила мыло не любила,

   Мила мыло уронила.

    Ах у елки, ах у елки, ах у елки

    Злые волки

Постановка звука «Ш»

Если у ребенка проблемы со звуком «Ш», то для формирования правильной артикуляции этого звука можно использовать следующие упражнения:

  • Малыш кладет язычок на нижнюю губу и слегка «пошлепывая» губами произносит звукосочетания «ля-ля-ля»
  • Сидя с ребенком перед зеркалом, выполняйте упражнение «вкусное варенье». Попросите малыша представить, что он покушал его любимое варенье и запачкал верхнюю губу. Теперь надо это варенье слизать широким язычком, водя его по верхней губе вверх-вниз (не из стороны в сторону).
  • Учите ребенка делать язык «чашечкой». Если у него это не будет получаться, то помогите ему, подведя под язык конец чайной ложечки и отрегулировав нужное положение.

Постановка звука «Ш»

Малыш произносит многократно слог са и, при произнесении, постепенно смещает кончик языка по направлению к альвеолам. При подъеме языка произношение согласного звука меняется. И в тот момент, когда появляется шипящий шум, соответствующий звуку «Ш», следует зафиксировать внимание ребенка на этой позе с помощью зеркала. После, при произнесении звука, попросите ребенка подуть на кончик языка. Получится ша.

Закрепление звука «Ш»

Довести звук «Ш» до автоматизма помогут следующие упражнения. Сначала закрепляем данный звук в слогах:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Ши-ши-ши – забери свои гроши.

 Шу-шу-шу – будешь плакать, укушу.

Затем переходим к закреплению звука в словах: шорох, шел, мышь, камыш, тишина, ландыш, малыш, шпион, штык, шпак, шлепок…

После – в предложениях: Маша ела кашу. Миша кушал шашлык.

И отрабатываем любимые всеми скороговорки:

   Шла Саша по шоссе

   И сосала сушку.

    Кукушка кукушонку купила капюшон.

    Надел кукушонок капюшон.

    Как в капюшоне он смешон.

Постановка звука «Ж»

Данный звук ставят ребенку после того, как он научится произносить звук «Ш». Для того чтобы малыш почувствовал разницу между этими звуками, нужно ему дать возможность почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звука «Ж». Приложите его ручку тыльной стороной к своей шее и начинайте произносить звук «Ж». И вы, и ребенок почувствуете вибрацию. Потом попросите малыша, чтобы он попробовал подражать жужжанию пчелы, мотора или жука.

После многократных попыток, звук «Ж» будет поставлен, и вы сможете перейти к его закреплению. Для актуализации знаний используется логичная цепочка:

Повторение слогов:

Жа-жа-жа – Жанна видела ежа.

Жу-жу-жу – по секрету расскажу.

Же-же-же – купи яйца Фаберже..

Чтение слов: жезл, жар, кожа, жук, Жора, ложка, желудь…

И в конце можно приступать к предложениям с «повышенным» содержанием буквы «Ж»: Жук жужжит над желтым жасмином...

Вариантов скороговорок на данную тему достаточно много, мы предлагаем Вам для ознакомления лишь малую их часть:

     У крошки-матрешки пропали сережки,

    Сережки Сережка нашел на дорожке.

   Жора видит: жук жужжит 

  Жоре страшно, он дрожит.

Книги, журналы, интернет, а главное – грамотные специалисты помогут Вам найти массу полезной информации для работы со своим ребенком. Не пускайте логопедические проблемы на самотек. Вера родителей в своего ребенка, терпение и ежедневные тренировки непременно принесут свои плоды. Говорите красиво сами и, непременно, учите этому Ваших детей!

О постановке звуков «С», «З», «Ц» и «Ч» можете почитать во второй части статьи.